Эти безобразные существа ростом от 20 до 90 см, с морщинистой, темной кожей отдаленно напоминают людей. Они способны внезапно появляться и исчезать, наводя ужас на тех, кто не успел с наступлением темноты спрятаться в укрытия. Согласно местным преданиям, когда-то боги создали летающие острова и поселили на них многочисленные племена карликов, наиболее активными и злобными из которых считались менехуны.
В одной из полинезийских легенд говорится: «Сказочный остров, плававший по ночам в облаках, опускался на поверхность океана и подплывал к нужному острову, куда высаживались менехуны Любую работу они делают играючи за одну ночь и заканчивают до восхода солнца». Менехуны самым непостижимым образом ночами воздвигали огромные мегалиты, но никто не знает, для чего проводились эти титанические работы.
Известно, что менехуны не пользовались огнем, не готовили пищу, но могли мгновенно изменять свой облик или становиться невидимыми на совершенно пустынном месте. Островитяне побаивались в сумерках находиться возле больших деревьев, которые, как они считали, менехуны способны взглядом разнести в щепки.
За тысячи километров от Полинезии, в Ирландии, главными персонажами легенд тоже были карлики - сиды. По описаниям они очень похожи на полинезийских менехунов. Ирландцы - искусные мореходы. Плавая по морям и океанам, они часто встречали на своем пути странные сооружения. В ирландской саге «Плавание Майль-Дуйна» говорится: «Они подплыли к гигант-серебряному столпу Четырехгранный был он, и каждая сторона в два удара корабельных весел. Чтобы объехать его, требовалось восемь ударов весел. Ни клочка земли не было подле него, один бесконечный океан. Не видать было ни основания столпа, ни вершины его - так высок был он. С верха столпа опускалась, широко раскинувшись, серебряная сеть, и корабль со свернутыми парусами проплыл через одну из петель ее. Они услышали с вершины столпа голос звонкий и звучный, но не могли понять, ни кто говорит, ни на каком языке».
Большое внимание в сагах Ирландии уделяется случаям, когда карлики сиды забирали людей в Страну юности, где те попадали на странный остров, стоящий на огромных ногах из белого металла.
Иногда людям удавалось уговорить сидов отпустить их домой, но, вернувшись, они не узнавали родных мест: время в Стране юности текло очень медленно, тогда как на родине вынужденных путешественников проходили многие десятки лет и никого из знакомых уже не оставалось в живых. Профессор А. Смирнов, исследователь фольклора Ирландии, писал о сидах: «Бессмертны они или только обладают даром долголетия, сказать трудно. По-видимому, они не знают естественной смерти, но могут погибать в бою. Им присуща также способность менять свою наружность или становиться невидимыми. Часто они покидают свое обиталище и вмешиваются в жизнь людей». Иногда они осторожно пытались передать избранным людям какие-то знания, хотя это, по словам сидов, было строжайше запрещено их законом.
Однажды дровосек Эйрон Григ возвращался на закате солнца домой с большой вязанкой хвороста. Он спешил и хотел пройти каменистые холмы на краю леса как можно быстрее, ругая себя за медлительность и нерасторопность. Поравнявшись с холмами, он вдруг почувствовал, что вязанка странным образом перестала давить на его плечи. Эйрон Григ остановился, думая, что по дороге растерял весь хворост. В этот момент где-то за спиной он услышал скрипучий голос: «Оставь свою ношу, человек, и иди за мной, ты получишь больше, чем потерял на этой дороге». Эйрон повернулся и увидел перед собой маленькое существо с тщедушным телом и огромной головой. Остолбенев от ужаса, дровосек не мог отвести взгляда от немигающих, черных, как уголь, глаз странного существа. Пытаясь совладать с собой, Эйрон с удивлением увидел, что на дороге лежит его вязанка, в то время как веревка осталась висеть на плечах. Существо повернулось и быстро засеменило по направлению к ближайшему холму. До Эйрона наконец дошло, что перед ним карлик сид и он полностью зависит от этого непредсказуемого существа. Эйрон покорно пошел за сидом. Когда у Грига мелькнула мысль о побеге, хозяин холмов, словно прочитав его мысли, обернулся и проскрипел: «Вы, люди, пугливы и неразумны, поэтому ваше время течет быстрее. За много веков вы мало изменились, разве что стали украшать свою одежду пряжками и строить жилища повыше. Мы же управляем тремя стихиями и можем очистить от вас всю Землю, но Всеобщий закон, вам пока неведомый, запрещает нам посягать на жизнь людей, поэтому мы ищем и находим другие пути».
Они подошли к холму, и Эйрон с удивлением отметил, что в небе уже зажглись звезды. Поднимаясь по склону, он устал, что не осталось незамеченным. «Теперь ты иди впереди, а дорога найдет тебя сама», - сказал карлик и пропустил Эйрона вперед. С первых шагов ноги Грига перестали его слушаться - он вдруг начал скользить над землей, едва касаясь крупных камней. «Мы пришли, тебе пора наверстать потерянное время, которого у людей не очень много, а у нас его нет совсем, потому что его просто не существует». Яркий свет ослепил Эйрона, ему показалось, что он проваливается сквозь землю прямо в ад. Когда Григ открыл глаза и огляделся, он долго не мог понять, как оказался в столь странных чертогах. Это было похоже на зал овальной формы, освещенный непонятно откуда идущим светом. От пола до сводчатого потолка, переливаясь всеми цветами радуги, медленно поднимались волны света, завораживая своим движением и причудливой игрой.
В стене образовалась темная ниша, и из нее появилось существо в золотистой накидке с капюшоном, прикрывающим глаза, в руке которого багровым светом мерцал шар. Эйрону показалось, что его тело пронизывает тепло, исходящее от этого шараг Все тот же скрипучий голос эхом отозвался где-то под сводами зала. «Уйми замешательство своего ума, ты должен запомнить все и передать это в нужное время тем, кого мы выбрали. Они сами найдут тебя. Не старайся постичь непостижимое, это не для тебя, но тебе доверено сохранить все для других. На исходе вашего времени мы скажем, кто вы на самом деле, откуда появились в этом мире. Мы были здесь до вас и будем после вас.
Ты узнаешь и сразу забудешь, что прошло семь тысяч веков, когда на исходе очередного цикла в семь тысяч лет на Землю из бездны пространства пришли те, кто положил начало человеческому роду. А мы были призваны следить и делать то, что делаем, как предопределено законом».
Набравшись смелости, Эйрон, стараясь не смотреть в глаза си-да, спросил: «Как это - после вас? А как же Всеобщий закон, запрещающий истреблять род человеческий?» Фигура карлика вдруг стала окутываться зеленоватым туманом, а когда он рассеялся, Эйрон от страха и удивления отпрянул назад. Перед ним стоял уже не карлик, а среднего роста существо, одетое в странную одежду с высоким воротником вместо капюшона. В основании воротника лежало нечто, похожее на цепь, блики света на которой отражались в глазах существа. «Я уже говорил, что ваш род пуглив. Я просто хотел, чтобы ты почувствовал себя равным со мной хотя бы в росте. Если ты ждешь ответа на свой вопрос, то он не поможет тебе приблизиться к истине. Вас, людей, слишком много, и нам остается изменять ваш род, не нарушая закона. А теперь приступим к делу: ты будешь спать и слушать».
Эйрон стал засыпать и сквозь сон слышал какие-то непонятные слова, произносимые вполне обычным, человеческим голосом. Он проснулся на восходе солнца, лежа в высокой траве около копны свежего сена. В голове его шумело, как после тяжелого похмелья, а в глазах то и дело появлялись сполохи света. Выйдя на знакомую дорогу в стороне от холмов, он увидел церковь и прихожан, собравшихся у ее дверей. Отряхнув одежду, он подошел к толпе. «Что за праздник сегодня, почему все так разоделись?» - спросил Эйрон у одной женщины. «Наверное, вы пришли издалека?» - поинтересовалась она, пристально разглядывая его одежду и огромные пыльные сапоги. «Нет, я здешний дровосек Эйрон Григ», - ответил он. «Помилуйте, какие дровосеки в наше время!» Дальнейшая судьба Эйрона Грига осталась неизвестной, ирландская легенда об этом умалчивает.
Известное выражение «Нет ничего правдивее мифа» подтверждает историческую ценность легенд, дошедших до нас в фольклоре многих народов. А может, когда-нибудь и аномальные явления наших дней займут свое место в фольклоре будущего?