В кадре невидимое
"НЛО", Санкт-Петербург, 30.06.2003, n27(294)
Автор: Валентин Псаломщиков, кандидат физ.-мат. наук
Житель города Кировская Мурманской области Н.П.Томчук решил заняться ночными съемками. Около полуночи он сфотографировал ночной полярный пейзаж. Солнце еще не зашло за гору и освещало место съемки. Никаких НЛО и прочих светящихся объектов в момент съемки Томчук не наблюдал, однако на двух смежных кадрах получилось четкое изображение какого-то летящего светящегося тела с длинным и тоже светящимся хвостом. Этого странного объекта не оказалось ни на предыдущих, ни на последующих кадрах: нечто пролетело между фотографом и горой и убралось восвояси.
Это нечто не могло быть метеоритом: объект летел вдоль долины параллельно земле и даже с некоторым подъемом. К тому же скорость полета была сравнительно невелика: интервал между последовательными кадрами составлял около полуминуты. Если внимательно присмотреться ко второму кадру, то видно, что этот НЛО пролетел у фотографа буквально под носом: между ним и расположенным неподалеку деревом, которое не затеняет световую трассу. Но, увы, глаза человека никакого светящегося объекта не зафиксировали.
В хрониках уфологии и других паранормальных явлений присутствует множество сообщений об обнаружении на фотоснимках разных объектов, не наблюдаемых фотооператором во время съемки. В те времена, когда съемка производилась на черно-белую пленку, а пленка проявлялась и фотографии печаталась одним и тем же человеком, эти невидимые НЛО в громадном большинстве случаев являлись просто фотографическим браком (пятна от закрепителя, от прилипших к пленке крошек проявителя, а то и просто грязных пальцев). Такие пятна, выдаваемые за НЛО или, в крайнем случае, за “энергетические шары”, прямо-таки заполонили не только популярные статьи по аномальным явлениям, но и попали в книги серьезных исследователей. Эффектом переотражения света в сложной клееной стеклянной оптике, например, “зенитовской”, являются случаи появления на фотографиях очень эффектных “фотонных кораблей”. Те, у кого есть под рукой такие снимки (на жаргоне “аномальщиков” они называются рюмками), могут посмотреть по диагонали в нижний угол кадра и там обязательно либо в кадре, либо за ним обнаружится уличный фонарь.
Массовый переход на цветную пленку и ее автоматические проявление и печать избавили фотодокументы от большинства подобных “бяк”, но появились другие, присущие только цветному фотографическому процессу и примитивной пластмассовой оптике “мыльниц”.
Однако не все фотографические курьезы можно списать на брак или объяснить физическими законами. Вот один из таких типичных случаев, описанный моим сибирским корреспондентом: он снимал компанию студентов своего выпуска, а на фотографии в этом же кадре “проявилась” старуха в рваной одежде, которой, как клянется автор снимка, в момент съемки не было ни в кадре, ни поблизости!
Впрочем, бывают и противоположные ситуации: человек снимает некий объект, а на фотографии его не обнаруживает, либо обнаруживает нечто, на этот объект совершенно не похожее.
Академик Раушенбах рассказывает и вовсе уникальный случай: по полю идут отец с сыном, и отец вдруг совершенно отчетливо видит сидящую на поле летающую тарелку! Он показывает на нее сыну, но тот… ничего не видит! Тем временем обитатели “тарелки”, заметив наблюдателей, быстро снимаются с места и улетают. Отец становится свидетелем этой сцены, сын же по-прежнему ничего такого не замечает.
Значит, иногда зрение также может подкидывать нам необъяснимые пока загадки. Вспомним, что из десятков тысяч зрителей, собравшихся в свое время посмотреть на чудо Фатимы, никто, кроме троих детей, так и не увидел Девы Марии. Эти дети первыми и сообщили о чуде.
Есть еще один вариант фиксирования странных изображений. В “НЛО” ь 20 за 2003 год мы рассказывали о фотографиях галлюцинаций больных, страдающих алкогольной зависимостью, которые были сделаны пермским психиатром Геннадием Крохалевым. Фотографии получены даже без фотоаппарата, на черно-белой фотопленке, находящейся в светонепроницаемом пакете. Удалось снять галлюцинаторные образы и на кинопленку, а вот на видеокамеру, где используется принципиально иной физический принцип фиксации изображения, ничего снять не удалось.
Еще ранее мы рассказывали об уникальных экспериментах воронежского геофизика Г. Силанова. С помощью специально изготовленного фотоаппарата с кварцевой оптикой (прозрачной для ультрафиолетовой и инфракрасной частей спектра) он стал получать фотографии из прошлого! Так он снял микроавтобус, стоявший перед стеной дома пару часов несколько часов назад, палатку туристов на берегу реки, которая когда-то там располагалась, и даже немецких солдат в окопе на месте бывших боев. Не менее впечатляют и кадры с деревом, верхушка которого была когда-то отломана и на фотографии выглядит более светлой. Этот феномен Силанов назвал “памятью поля”.
Сразу после публикации мне позвонили “аномальщики” из Саратова, крайне заинтересованные этими экспериментами. Просили адрес Силанова и консультацию по таким съемкам. Кроме энтузиазма и времени, группа располагала фотоаппаратом “Зенит”, китайской “мыльницей” и даже цифровой камерой. Сам я подобными съемками не занимался, но дал простейшую рекомендацию: расположить все три аппарата на одном штативе и снимать синхронно, отключив вспышки.
Истребив кучу пленки, саратовцам все-таки удалось зафиксировать феномен. С берега небольшой речушки снимали пейзаж на другом берегу и саму реку. Съемку проводили при разных условиях освещенности через каждые полчаса. И вот на одном из трех синхронных кадров отчетливо вышла надувная лодка с человеком. Уникальный кадр удалось получить с помощью “мыльницы”, в то время как ни “Зенит”, ни “цифровик” не зафиксировали ничего. Никакой лодки не видел и фотограф, снимавший вручную.
Как уже говорилось выше, особенностью “мыльниц” является простейший пластиковый объектив, а многие виды пластмассы прекрасно пропускают ультрафиолетовые лучи (вот почему не рекомендуется пользоваться темными очками с пластмассовыми стеклами).
О том, что фотокамера с пластиковой оптикой, дающей возможность регистрировать невидимые глазом и не пропускаемые стеклянной оптикой составляющие светового спектра, позволяет в ряде случаев увидеть невидимое, свидетельствует еще один невольный эксперимент.
Несколько лет назад кандидат геолого-минералогических наук С. Бобров вместе с группой зарубежных археологов участвовал в обследовании храмового комплекса в Петре (Южная Иордания). Там храмы, жилища и другие помещения вырублены непосредственно в скалах. При обследовании одного из малоизученных подземных сооружений исследователи, освещая себе путь электрическими фонарями, вошли в подземный коридор, где Бобров заметил на стенах какие-то рисунки и фрески. Решил попробовать их сфотографировать стандартной “мыльницей”: щелкнул затвором, но вспышки не последовало. Щелкнул еще раз - тот же результат. Решив, что в отсеке питания плохой контакт с клеммами батареек, открыл его, переставил батарейки, но вспышки так и не последовало.
Эти три кадра он посчитал испорченными: на них в лучшем случае могли оказаться световые конусы фонарей да неясные силуэты людей, их державших. Каково же было изумление ученого, когда все три кадра оказались достаточно светлыми, на них хорошо различались как фигуры людей, так и настенные рисунки. Это непонятно откуда взявшееся освещение было бестеневым, создавалось впечатление, что светились сами стены.
При обсуждении этого случая с петербургским уфологом М. Герштейном, было высказано предположение, что подсветка была обусловлена триболюминесценсией кварцесодержащих горных пород (гранит, песчаник и т.п.). На мой взгляд, речь скорее идет о более универсальном механизме, так называемом механо-электрическом эффекте, теоретические и экспериментальные исследования которого, начиная с 60-х годов, проводила группа сотрудников профессора А.А. Воробьева из Томска. Универсальность его заключается в том, что он проявляется не только в кварцесодержащих горных породах, но и практически в любом диэлектрическом материале или любой горной породе.
В Ленинградском гидрометеорологическом институте при участии автора статьи такой же эффект был независимо обнаружен в снежных и ледяных структурах.
Физический смысл механоэлектрического эффекта заключается в том, что при пластической деформации и хрупком разрушении диэлектриков, в том числе горных пород, регистрируются на расстоянии эмиссии света (от ультрафиолетового до инфракрасного), электромагнитная эмиссия в радиодиапазоне и акустическая широкополосная эмиссия, включающая ультразвук. В некоторых более экзотических средах, например, дейтерий-содержащих, этот же эффект генерирует гамма-излучение и даже нейтроны. Во всех случаях фиксируется также эмиссия холодных электронов или слабое бета-излучение. Перечисленные виды эмиссии улавливаются некоторыми живыми объектами (растениями, животными) и служат для них источником не только фактической, но и прогностической информации.
В световом излучении, возникающем при деформации горных пород, наблюдается существенный сдвиг в область ближнего ультрафиолета, который свободно пропускает пластиковая оптика.
М. Герштейн рассказал также и о собственном опыте наблюдения такого излучения в видимой области при посещении Саблинских пещер. Опытным спелеологам хорошо известен тот факт, что после довольно длительной адаптации глаза в темноте (примерно в течение часа) становится заметным очень слабое свечение стен, позволяющее, однако, ориентироваться в подземных ходах даже без фонаря. Это свечение усиливается при слабых подземных толчках и даже при прохождении циклонов. Связь циклонов с микроземлетрясениями тоже установлена достаточно давно: при приближении циклона сейсмографы регистрируют увеличение амплитуды микросейсмов.
В Гидрометеорологическом институте были проведены и исследования по фиксации световой эмиссии, возникающей при деформации льда и горных пород на фотопленку. Если взять кусок кварца или гранита, расположить рядом чувствительную фотопленку и подвергнуть камень деформации (можно просто ударить по нему несколько раз молотком), то на пленке появится засветка.
Весьма любопытна аналогия, обнаруженная в экспериментах с так называемым некробиотическим излучением, имеющим биологическую природу и возникающим в момент гибели живых организмов. Как показал еще в 30-х годах XX века русский биолог-эмигрант Лепешкин, некробиотическое излучение имеет четко выраженную ультрафиолетовую компоненту.
Такой же эффект наблюдается и при разрушении кристаллов: при увеличении нагрузки фиксируется множество ультрафиолетовых импульсов, которые в момент разрушения образца заканчиваются мощной световой вспышкой. Для регистрации подобных вспышек мы использовали также электронно-оптические преобразователи и фотоумножители. Поскольку регистрация фотоквантов здесь идет на принципе, аналогичном используемому в цифровых аппаратах, то возможность фиксации ими невидимых глазом явлений и объектов будет определяться лишь спектральными характеристиками их объективов.
В заключение следует напомнить, что восприятие человеком окружающей действительности далеко не адекватно этой самой действительности не только из-за фотохимических процессов в органах зрения, но и из-за наличия сознания (или подсознания), зачастую “подправляющего” образ увиденного (типичный пример: пень в лесу, принимаемый за дикого зверя). Фото-, кино- и видеоизображения могут либо расширять, либо сужать спектр воспринимаемых образов, зачастую позволяя фиксировать то, чего не видит человеческий глаз.